«ОДК-Климов»: итоги и планы

"ОДК-Климов": итоги и планы

Предприятие «ОДК-Климов» подвело предварительные итоги работы в 2021 году и озвучило планы на будущее. Компания продолжит развивать все три составляющих бизнеса: разработку газотурбинных двигателей различного назначения, серийное производство вертолётных двигателей, а также сервисное обслуживание продукции. В каждом из направлений намечается увеличение объёмов работ.

Расположенное в Санкт-Петербурге АО «ОДК-Климов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» Госкорпорации Ростех), ранее специализировавшееся на проведении опытно-конструкторских работ, в прошлом десятилетии существенно трансформировало свой бизнес, выйдя в два новых сегмента: серийного производства авиадвигателей, а также оказания сервисных услуг. Такая диверсификация повысила объёмные и финансовые показатели, устойчивость бизнеса. Однако едва ли возможно бесконечно почивать на лаврах, продолжая собирать плоды, преподносимые признанными бестселлерами — двигателями семейства ВК-2500 / ТВ3-117. Поэтому перед конструкторами стоят амбициозные задачи по расширению перспективной продуктовой линейки: в частности, планируется запустить два новых семейства турбовальных двигателей, войти в совершенно новую нишу гибридных силовых установок и сформировать задел для создания новых продуктов, опирающихся на перспективные технологии «сухого», «электрического», «композитного» двигателя. В свою очередь, под выпуск продуктов нового поколения будут созданы производственные мощности, отвечающие представлениям о индустрии будущего.

Исполнительный директор «ОДК-Климов» Александр Ватагин на встрече с журналистами рассказал о ходе основных программ. По его словам, крупнейшим по размерности изделием в портфолио предприятия остаётся двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-33МК, предназначенный для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также для глубоко модернизированных лёгких многоцелевых истребителей МиГ-35. В 2021 году основной объём работ был связан с повышением его надёжности и безотказности, а также увеличением ресурсных показателей. «Работы шли в течение всего года, и они планируются к продолжению в следующем году», — уточнил А. Ватагин. Параллельно ведутся работы и по проекту РД-93МА, создаваемому в интересах инозаказчика для применения на лёгком однодвигательном самолёте. Как ожидается, в 2022 году состоится первый полёт самолёта с обновлённой силовой установкой. Кроме того, на «ОДК-Климов» начато производство двигателей первой партии.

Что касается двигателя ТВ7-117В, предназначенного для установки на вертолёт Ми-38Т, то здесь позитивные новости ожидаются буквально со дня на день: уже в декабре должны завершиться и ресурсные испытания двигателя, проводимые на своём стенде, и испытания его газогенератора на стенде в ЦИАМ. Завершение дополнительных сертификационных работ обеспечит получение одобрения главного изменения типовой конструкции двигателя, а именно будет увеличена мощность двигателя ТВ7-117В на режиме 2,5-мин. мощности с 3140 л.с. до 3750 л.с. при одном неработающем двигателе. Увеличение данного показателя двигателя необходимо для выполнения вертолётами типа Ми-38 взлетов и посадок с ограниченных площадок категории А.

Семейство двигателей ВК-2500 / ТВ3-117 давно уже находится в серийном производстве, причём сегодня из сборочного цеха выходят двигатели, в которых используются детали и комплектующие отечественного производства. Планка, которую удалось «взять» в 2021 году — 298 двигателей, рассказал журналистам директор производства АО «ОДК-Климов» Алексей Родионов. Планы на будущий год — более 350 моторов. «Рынок на сегодняшний день растёт, потребность [в двигателях семейства ВК-2500 / ТВ3-117 — «АвиаПорт»] растёт, — констатировал специалист. — Поэтому мы должны отвечать на вызовы заказчика и обеспечивать его продукцией. Сложностей в этом на сегодняшний день нет никаких». В свою очередь, А. Ватагин отметил, что предприятие успешно справляется с задачей обеспечения серийных заводов холдинга «Вертолеты России» двигателями нового производства, однако, по предварительным заявкам вертолётостроителей на 2022 год, запросы уже превышают текущий потенциал серийного завода и участников кооперации. При содействии Госкорпорации Ростех планируется развивать и увеличивать производственные мощности предприятия. «Наша задача — наращивать свои производственные возможности с тем, чтобы на 100% удовлетворить потребности «Вертолетов России», — отметил исполнительный директор «ОДК-Климов». — Когда весь путь пройден, серийное производство уже раскачалось, мы можем наращивать до 500 и до 600 моторов в год».

Что касается развития этого продукта, то сегодня заказчикам поставляются как давно отработанные ТВ3-117 и ВК-2500 в базовой модификации, так и ВК-2500П/ПС, отличающиеся, среди прочего, использованием системы управления нового поколения, построенной по концепции FADEC (цифровая система управления двигателем с полной ответственностью, то есть без резервной гидромеханической системы — «АвиаПорт»). Ранее были обновлены двигатели, предназначенные для ударных вертолётов Ми-28НМ, многоцелевых Ми-171А2. Сегодня в работе силовая установка для глубоко модернизированного вертолёта Ка-32А11М.

Говоря о развитии производственных возможностей, А. Ватагин напомнил, что моторы ВК-2500 / ТВ3-117 выпускаются «ОДК-Климов» с привлечением большого количества поставщиков деталей и сборочных единиц. «Используется очень широкая кооперация, участвует и большое количество предприятий холдинга ОДК, и предприятия, которые не входят в периметр Ростеха, — отметил он. — В этом достаточно серьёзная сложность: необходимо одобрение всех поставщиков, надо добиться того, чтобы уровень их производства соответствовал требованиям, которые предъявляются на нашем предприятии». На этом фоне остро ощущается недостаток потенциальных поставщиков, которые могли бы в конкурентной борьбе предлагать продукцию с лучшим соотношением цены и качества. Традиционные заводы-гиганты советской эпохи в нынешний век вошли, имея накладные расходы свыше 1000%. Для обеспечения финансовой устойчивости программы по выпуску ВК-2500 требовались поставщики, способные обеспечить накладные расходы на уровне не выше 400%. И совершенно очевидно, что повышение конкурентоспособности продуктов требует дальнейшего улучшения этого показателя.

Развитие производства — задача вдвойне актуальная, так как «ОДК-Климов» с рекордными темпами ведёт разработку двух совершенно новых турбовальных двигателей — ВК-650В и ВК-1600В. Двигатель ВК-650В, предназначенный для установки на лёгкий двухдвигательный вертолёт Ка-226Т, а также, в перспективе, на «Ансат», VRT500 и лёгкие вертолёты иностранного производства. А. Родионов уточнил, что в перспективном составе кооперации по этому двигателю, а также по ВК-1600, распределение работ будет в целом соответствовать тому, что сложилось по программе ВК-2500. «ОДК-Климов» оставляет за собой финальную сборку и испытания двигателей, а также производство ряда ключевых узлов. «За собой оставили самые теплонапряжённые узлы и элементы двигателя, которые определяют ресурсные и надёжностные показатели двигателя», — уточнил он. В случае с ВК-2500 это камера сгорания и турбина высокого давления.

Проект ВК-650 в уходящем году продемонстрировал очень существенный прогресс. Двигатель-демонстратор уже успешно отработал на стенде, подтвердив правильность основных конструктивных решений. А. Родионов отмечает, что в ходе опытно-конструкторских работ может происходить «достаточно много неожиданностей». «На сегодняшний день мы таких не получили», — с удовлетворением констатировал он.

По словам главного конструктора семейства двигателей ВК-650 «ОДК-Климов» Анастасии Соловьёвой, сейчас завершается отработка топливной аппаратуры и блока автоматического регулирования и контроля, которые были специально спроектированы для опытных образцов. В ближайшее время она будет установлена на опытный образец двигателя, после чего начнутся его стендовые испытания. В свою очередь, А. Ватагин уточнил, что до конца 2021 года завершится сборка двух опытных ВК-650В (в дополнение к уже испытываемому двигателю-демонстратору).

Дальнейшие планы предполагают, что в 2022 году будут выполнены работы по подтверждению ресурсных характеристик двигателя, а также проведена часть испытаний в обеспечение сертификации. Получить сертификат типа планируется в 2023 году, и в этом же году должны стартовать лётные испытания на вертолёте Ка-226Т, который сегодня рассматривается как основная платформа для применения новинки. В перспективе — ремоторизация вертолётов «Ансат-У», заинтересованность в этом проявляет госзаказчик. А. Соловьёва отметила, что основные различия в конструкции силовой установки для вертолётов этих типов связаны с топливной аппаратурой и редуктором, при этом горячая часть двигателя остаётся неизменной. В то же время создание версии ВК-650В для однодвигательных вертолётов потребует проведения дополнительных отработок и испытаний в связи с наличием повышенных требований по надёжности. Выполнение этих работ позволит более предметно обсуждать установку двигателя на лёгкий вертолёт VRT500. Наконец, А. Соловьёва видит и перспективы международного сотрудничества: по её словам, интерес к перспективному двигателю проявляют разработчики из Китая, Индии. Перспективная ниша для ВК-650 — использование в составе гибридной силовой установки. Реализация этого проекта намечена на 2024 год, а к концу десятилетия «ОДК-Климов» рассчитывает выполнить ОКР по гибридной силовой установке, которая будет выпускаться серийно. В интересах какого летательного аппарата — пока ясности нет, переговоры ведутся со всеми потенциальными интересантами.

Практически одновременно с ВК-650В был запущен проект создания турбовинтового двигателя ВК-1600В для использования в составе силовой установки вертолёта Ка-62. На начальном этапе обе программы шли «бок о бок»: старт в 2019 году, в конце того же года — защита эскизного проекта, в 2020 году завершение разработки конструкторской документации. Однако, по словам А. Ватагина, в процессе изготовления материальной части для первого опытного образца возникли затруднения — не все поставщики справились с задачей изготовления деталей, рабочая документация на которые выполнена полностью в цифровом виде. Тем не менее, плановый срок сертификации остаётся неизменным — середина 2023 года. Поэтому, отметил руководитель предприятия, до конца 2021 году коллективу «ОДК-Климов» потребуется решить ещё одну важную задачу: «сделать демонстратор, поставить его на стенд и начать испытания».

Заместитель директора программы ВК-1600 — заместитель главного конструктора АО «ОДК-Климов» Антон Колосов уточнил, что детали двигателя-демонстратора уже изготовлены, завершается процесс его сборки. «До начала испытаний остались буквально дни», — сказал он. Также А. Колосов отметил, что по плану-графику, согласованному с холдингом «Вертолеты России», первые полёты Ка-62 с отечественным двигателем намечены на конец 2023.

Несколько лет назад предприятие «ОДК-Климов» в инициативном порядке запустило работы по совершенно новым изделиям, в частности по перспективному двигателю вертолёта (ПДВ). А. Ватагин напомнил, что изделие должно было вобрать в себя все перспективные решения в плане конструкции, технологий и материалов. «Этот двигатель по мнению наших специалистов должен быть действительно перспективным: он должен быть «сухим», «электрическим», «композитным», — перечислил он. В ходе предварительных проработок изучались разные варианты мощности двигателя, однако финального решения принято не было. «Ждём утверждения модельного ряда в «Вертолетах России», чтобы мы увидели на перспективу, разработка каких платформ планируется, в каких силовых установках, с какими характеристиками будет нуждаться холдинг. Аналогично мы рассчитываем, что появится чёткая линейка и по пилотируемой, и по беспилотной авиации у ОАК… как только определятся разработчики платформ — мы готовы стартовать или продолжить работу под эти платформы», — заявил руководитель «ОДК-Климов».

Источник: aviaport.ru