26 мая 2022 года состоялось заседание президиума Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок, на 21 июня назначено годовое собрание его членов. Представлены итоги первого года деятельности объединения, обсужден второй антисанкционный пакет ЕСП, а также утверждены стратегические задачи развития ЕСП в новых рыночных условиях.
В конце февраля ЕСП подготовил пакет оперативных финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки российского контейнерного рынка в изменившейся экономической ситуации. Уже в начале марта предложения были направлены советнику президента РФ Игорю Левитину, премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, председателю комитета Государственной думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгению Москвичеву, а также в профильные федеральные органы власти.
Большая часть инициатив ЕСП была поддержана ФОИВами и нашла отражение в антикризисных решениях властей. Существенный эффект дали предложения по коррекции государственных макроэкономических решений, в том числе касающихся валютных операций. В частности, со стороны ЦБ РФ поддержана просьба ЕСП о минимизации курсового спреда при покупке валюты после обязательной продажи 80% валютной выручки. Кроме того, возвращена возможность 100%-ного авансирования транспортно-логистических услуг нерезидентов (вместо 30%). Это позволило сохранить целостность международных логистических услуг.
Для предотвращения потенциального дефицита контейнеров в стране на фоне ухода из РФ западных морских линий (членами ЕСП оценивается в 77 тыс. ед.) реализованы предложения объединения, способствовавшие кратному ускорению и росту объемов контрактации:
• предоставлено право многократного использования контейнеров в пределах сроков временного ввоза;
• приостановлено действие 10%-ной таможенной пошлины на закупаемые за рубежом контейнеры (до 30 сентября 2022 г.).
Новый антисанкционный пакет ЕСП призван дополнительно повысить устойчивость контейнерного бизнеса в условиях агрессивной макроэкономической среды, а также создать платформу для развития отрасли в средне- и долгосрочной перспективе и выполнения ею государственных задач по сохранению и развитию российской экономики.
Одна из наиболее масштабных и актуальных инициатив объединения – обновление программы по развитию опорной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) на территории РФ. Совместно с Минтрансом ЕСП ведет работу по подготовке изменений в соответствующий ведомственный проект, которые в начале июня планируется представить на рассмотрение Правительства в итоговом виде (инициатива ЕСП уже поддержана правительством).
В обновленной программе будет четко прослеживаться ее переориентация на Восточный полигон. По мнению ЕСП, из-за дефицита портовой контейнерной инфраструктуры существенное внимание должно уделяться строительству тыловых сухопутных терминалов и развитию пограничных переходов на Восточном полигоне. Кроме того, крайне важно создание ТЛЦ в крупных агломерациях Урала, Сибири и Дальнего Востока, в том числе для снижения нагрузки на Московский транспортный узел.
Одновременно готовится проект постановления правительства для поддержки частных инвесторов при строительстве опорной сети контейнерных ТЛЦ. В частности, предлагается механизм субсидирования кредитной ставки в размере 50% ключевой ставки ЦБ РФ. «Все проекты «живые», реализуются на частные деньги, что в текущих условиях является ценностью для экономики. Рынок хочет инвестировать в транспортную инфраструктуру. Задача – не пропустить текущий строительный сезон, нам нужно оперативное решение», – заявил исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков, добавив, что понимание и поддержка Минтранса и правительства в этом вопросе есть.
Другая актуальная для отрасли инициатива ЕСП – продление еще на 6 месяцев (до марта 2023 г.) решения Евразийской экономической комиссии об обнулении пошлины на закупаемые за рубежом контейнеры. «В связи с карантинными ограничениями китайских производителей, у которых в основном приобретают контейнеры российские операторы, можно просто не успеть воспользоваться мерой до 30 сентября. Нужно дополнительное время для пополнения парка», – пояснил глава ЕСП.
Параллельно прорабатывается вопрос о субсидировании приобретения контейнеров. Решения правительства уже позволяют получать кредиты по пониженной субсидируемой ставке. ЕСП также предлагает возвращать покупателям 25% стоимости закупаемых контейнеров. «Это позволит не допустить возможного дефицита. Из 77 тыс. контейнеров примерно половина, как ожидается, будет покрыта за счет аренды, остальные будут приобретаться», – отметил Сергей Авсейков.
Снижению дефицита, по мнению объединения, будет способствовать и увеличение с 90 до 180 дней нормативного срока временного ввоза контейнеров. Организация продолжает лоббировать внесение соответствующих поправок в законодательство.
Также идет работа по защите приоритетности контейнерных перевозок в восточном направлении. «Перестройка логистики еще больше усилила спрос на дефицитную провозную способность Восточного полигона, есть трудности трафика. При этом, например, появляются предложения по отмене контейнерного транзита с недружественными странами. Это чревато дисбалансом логистики контейнеров и их вымыванием из РФ», – подчеркнул глава ЕСП.
В рамках стратегических задач ЕСП планируется разработать межотраслевую стратегию развития рынка контейнерных перевозок. Объединение уже заказало НИР по оценке конкурентных преимуществ и социально значимых эффектов от контейнеризации для РФ.
Также в объединении запланированы мероприятия по популяризации современной контейнерной логистики во внешней̆ среде, в том числе с помощью цикла стратегических сессий для руководителей̆ органов исполнительной̆ власти, представителей̆ законодательных федеральных и региональных органов власти, ОАО «РЖД» и других организаций.
Источник: rzd-partner.ru